Международный холдинг «ЕвроМедиа» — весь спектр коммуникационных услуг в России и странах Евразийского союза!

Разработать совместный проект >

«Эти истории не портятся со временем». Разговор редактора с издателем

«Эти истории не портятся со временем». Разговор редактора с издателем

«Эти истории не портятся со временем». Разговор редактора с издателем  | «Эти истории не портятся со временем». Разговор редактора с издателем
30.12.2022

О том, как все начиналось и куда мы идем дальше, в интервью главного редактора «Нации» Андрея Бережного с руководителем ИД «ЕвроМедиа» Владимиром Денисовым.


— Владимир, сегодня мы разговариваем с вами в редакционном офисе с одним из лучших видов на Ростов: за окном «Шолохов-центр», новенький «Хаятт»… А каким был первый офис «ЕвроМедиа» 20 лет назад?

— Он, кстати, тоже находился в центре города, на Соборном, 36, но это была одна маленькая комнатка. В которой мы сидели впятером. Сегодня у нас около 80 сотрудников, помимо головного офиса в Ростове-на-Дону — филиалы в Москве, Петербурге и Казани; 10 журналов, больше 10 сайтов, информационное и диджитал-агентства, собственный аналитический центр, студия подкастов.


— С какого журнала все начиналось?

— Назывался он довольно сложно — «Вестник министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области». Первый номер вышел в 2002 году, это было время, когда люди по-прежнему остро переживали квартирный вопрос, но в жилищно-коммунальную сферу уже стали приходить рыночные отношения, и владельцы квартир хотели понимать, как можно влиять на систему ЖКХ, если уж ты платишь деньги. И с одной стороны, были традиционные СМИ, которые, не задумываясь, вставали на сторону жильцов и критиковали все нововведения. С другой — управляющие компании, компании-поставщики услуг, и им нужна была своя информационная площадка, чтобы рассказывать, что у них происходит, показывать, как можно снижать затраты, внедрять новые технологии. Огромная, одна из самых важных в стране отрасль стала работать по-другому, и нужен был информационный инструмент, который показывал бы, как это происходит в динамике. Такой своеобразный хронограф отрасли.


— В начале — середине 2000-х все хотели делать лайфстайл, глянец. А вы вдруг занялись отраслевой прессой. Почему?

— Стечение обстоятельств. (Смеется.) Когда я пришел на свое второе место работы, это была пресс-служба мэра Ростова-на-Дону, мне дали тему спорта. Она мне очень нравилась, я рассказывал о том, как наши гребцы готовятся к очередной Олимпиаде, легкоатлеты выигрывают чемпионаты мира и так далее. Все это было еще при Борисе Николаевиче. И вот верховные власти решают: в России должна пройти реформа ЖКХ. Мэр Ростова поручает написать программу, как об этой реформе рассказывать людям. К моему тогдашнему неудовольствию меня перебросили со спорта на эту тему. Ну где ЖКХ, а где я?! Но делать нечего, стал погружаться в тему. И очень скоро увидел, что в этой сфере творился бардак, что тогдашние руководители не совсем понимали, что с этим всем делать, а реформу воспринимали как тягость. А я принял это как возможность. Чем тема сложнее, тем меньше, во-первых, будет желающих этим заниматься. А во-вторых, я исходил из того, что тема инфраструктуры, жизнеобеспечения — это то, с чем мы в этот мир приходим и всю жизнь находимся. И не прогадал. Первый наш журнал, правда, под другим уже названием — «Отраслевой журнал «Вестник» выходит до сих пор. Начинали с одного региона — Ростовской области, со временем переключились на всю страну, и качество нашей экспертизы растет с каждым новым номером. А лайфстайл… Положа руку на сердце: он, как цунами, обрушился на нашу страну, а потом так же ушел обратно в океан, не оставив ничего.


— Как так получилось, что ИД с головным офисом в Ростове делает общероссийские медиа и является информационным партнером доброго десятка федеральных министерств?

— А здесь помогла президентская программа. Больше 10 лет назад я попал в программу подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства. Главной наградой при успешном ее завершении была возможность поехать на стажировку за границу. Я выбрал Германию. Попал в ИД, который уже больше 100 лет занимается выпуском именно таких отраслевых медиа. Германия в этом смысле очень интересный пример, ведь там нет установок, что федеральное СМИ обязано сидеть в Берлине. Уже тогда, до эпохи интернета, была полная децентрализация. Например, самый влиятельный еженедельник страны Der Spiegel находится в Гамбурге.

Я приехал в Гютерсло, городок с населением меньше 100 тысяч человек, но он известен как место, где находятся штаб-квартиры корпорации-гиганта Miele, одного из самых крупных в мире медиаконцернов Bertelsmann и отраслевого холдинга Bauverlag, где я и проходил стажировку. И я понял тогда, что это моя модель развития медиа: не важно, где находится штаб-квартира, важно только качество создаваемого контента. Чем его создается больше, тем лучше, устойчивее медиа. А потом интернет вообще стер эти надуманные границы. Сегодня мы видим, что можно делать сверхпопулярные телеграм-каналы в однокомнатной квартире. И те, кто по-прежнему делает медиа в помещении на 2 тысячи кв. м., могут этим каналам проигрывать.


— Вы можете прямо сейчас набрать кого-нибудь из федеральных министров?

— Сейчас уже не звонят, обычно пишут… Некоторых, да, могу напрямую или через одно рукопожатие. Интернет и здесь сократил количество барьеров. Сейчас даже федеральные чиновники вполне могут быть доступны через мессенджеры, соцсети. Гораздо доступнее, чем 20 лет назад.


— В каждом доме, издательском в том числе, свои правила проживания, свои традиции. Каковы они в «ЕвроМедиа»?

— Успех любого медиа стоит на трех китах: контент, дизайн, дистрибуция. Моя задача как издателя сделать так, чтобы всем этим трем китам находилось место, чтобы не было перекосов и чтобы, самое главное, нам всем было комфортно работать. Вот маленькая, но важная деталь: даже в той нашей первой редакционной комнатке были высокие потолки. Сейчас у нас здесь дюжина больших кабинетов, и в них — высокие потолки. Должен быть воздух, пространство. Тогда работается легче.


— Одна из традиций «ЕвроМедиа»: каждый год вы запускаете по новому изданию…

—...По новому изданию или проекту. В 2022-м запустили информационное агентство 1euromedia.ru. Можно читать на сайте, можно в телеграм-канале. Это агентство тоже специализированная, отраслевая история. Мы хотим сделать так, чтобы новости о запуске нового моста или открытии медцентра не тонули в общей информационной повестке и были доступны по одному клику тем, кому они нужны и интересны.


— А кому они нужны?

— Чем занимаются наши отраслевые журналы? Обобщают тот опыт, который есть в отраслях народного хозяйства в России и странах Евразийского союза. Наши журналисты, эксперты занимаются анализом и прогностикой. А задача информагентства — фиксировать картину изменений здесь и сейчас в режиме 24/7.

Мы видим, что, например, строители, которые работают в Краснодаре, не всегда знают, что делают коллеги в Ставрополе. Притом что они практически соседи. А уж о том, что происходит на Урале или Дальнем Востоке, представления у них совсем туманные. Наша задача — «сшить» информационно страну, чтобы московский инженер-строитель понимал и знал в лицо своего коллегу в Новосибирске.


— Давайте попробуем эти 20 лет представить в зримых цифрах. Сколько экземпляров журналов вы выпустили за эти годы?

— Мы как-то специально подсчитали: если складывать в стопку, то она будет в два раза выше Эльбруса. Другая цифра: каждая из наших пяти редакционных машин пробегает за год в командировках не меньше 50 000 км, а это 5-6 экваторов.

Если говорить о героях наших публикаций, то это тысячи, если не десятки тысяч человек за 20 лет. При этом они ведь не сразу рождались министрами или топ-менеджерами. Например, когда-то давным-давно мы впервые рассказали о перспективном молодом инженере Ростовского водоканала Александре Скрябине. Сегодня Александр Юрьевич — заместитель губернатора по вопросам экономического развития Ростовской области. Другими словами, если полистать наши подшивки за 20 лет, можно открыть для себя секреты успеха многих больших управленцев и бизнесменов.


— Весь мир жил в ноябре-декабре 2022-го мундиалем в Катаре, а ведь у вас тоже есть свой футбольный турнир. Есть ли среди ростовских строителей свои месси и мбаппе?

— Мы задумали свой турнир по мини-футболу 15 лет назад в желании поддержать престиж рабочих профессий. Вспомните, как все было: молодежь неохотно шла учиться на строителей. Это началось сразу после развала СССР, все хотели быть юристами или банкирами, белыми воротничками, а стоять на холоде и делать кирпичную кладку воспринималось как лузерство, мол, ничего ты в жизни не добился. Мы, видя это социальное давление, решили поддержать строителей, но как-то интересно, без пафоса. И при поддержке Ассоциации мини-футбола начали проводить свой турнир «Я — строитель!». Конечно, вначале не думали, что зайдем так далеко: уже второе поколение футболистов выросло.

Нашу инициативу подхватили и на уровне других регионов, и на уровне Общественного совета при Минстрое России. Турнир пользуется популярностью, завоевать его кубок престижно, и, да, за полтора десятка лет у нас появились свои «бразильцы», «аргентинцы», «французы», которые выигрывали его не раз.

Но мы видим и радуемся и тому, как за эти 15 лет изменилось отношение к строителям в обществе. Сегодня хороший инженер, хороший кровельщик, каменщик могут добиться в жизни гораздо большего, чем посредственный юрист.


— Десять лет назад вышел первый номер журнала «Нация». Зачем отраслевому издательскому дому стал нужен «общечеловеческий» журнал?

— Потому что есть такие понятия, как формат и неформат. Нередко, общаясь с нашими героями, я видел, что это и в жизни интересные люди, но для отраслевых изданий это уже был неформат. И много классных человеческих историй оставались за бортом.


— Такой ли вы видели «Нацию» 10 лет назад?

— Могу сказать одно: я как издатель «Нацию» никогда не перевоспитывал, она росла так, как считала необходимым. И это самое главное. Где-то, быть может, я видел ее образ более причесанным, что-то иногда вступало в противоречия с тогдашним общественным мнением. Но… Время — очень интересный и мудрый арбитр. Посмотрите, о чем писали другие общественные медиа 10 лет назад. Сейчас понимаешь, что многие их тексты, к сожалению, устаревали, когда краска еще не высохла. Главное отличие «Нации», по моему мнению: ее истории не портятся со временем. Ну, и замечательный слоган издания — «Сборная России по здравому смыслу» будет актуален всегда. Так же, как будет актуально противостояние стяжателей и нестяжателей. Современная массовая культура создает и навязывает стереотипы о том, что постоянно нужно бежать в погоне за чем-то материальным, добиваться каких-то благ. А «Нация» — это разговор о том, что существует другая философия жизни, когда ты готов тратить свои силы на служение обществу, на помощь ближнему.


— Какие истории «Нации» первыми приходят вам на ум?

— Монолог Петра Мамонова из первого номера о русских святых и русских кулибиных, история режиссера-самоучки, выходца из СССР, Алика Сахарова, который снимает сегодня главные мировые сериалы. Разговор с православным священником, который пытался защитить свой храм и свою веру в сирийском Алеппо, захваченном террористами. Как мы тогда, 10 лет назад, смогли его найти, смогли поговорить из Ростова? Сегодня с коммуникациями и общением не в пример проще. Везде есть интернет, а где есть интернет, есть слово. Но важно, чтобы слово наполнялось смыслом. «Нация» — это о том, как слово наполняется смыслом, становится идеей.


Возврат к списку



Разработать совместный проект

Выберите направление:

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.